Сумы - это красивый современный город, в котором исторические достопримечательности и уголки природы органически соединяются, создавая неповторимые ансамбли. Достаточно просто пройтись по центру - и на каждом шагу Вы увидите красоту и любовь, запечатленную в камне, дереве, металле. Об основных достопримечательностях города Сумы поговорим подробней
Памятник "Сумка"
В центре Сум, на улице Воскресенский, возле культурно-художественного центра «Собор»открыт памятный знак в честь обычной сумки. По легенде, именно ее свыше 350 лет тому назад нашли казаки-переселенцы, которые и учредили город. С тех пор она стала не только «героиней» переводов об основателях, но и символом и оберегом областного центра. Этот знак – подарок Сумского и городского землячества в Киеве. Как рассказывает один из авторов идеи писатель Николай Гриценко, композиция символическая и многозначительная. ее автор – уроженец Сум, выпускник Киевской художественной академии Алексей Шевченко совместил арку как знак небесного свода с найденной в колодце сумкой, из которой стекают капли целебной воды, которые символизируют источник жизни, достатка. Интересен и такой штрих. Через город протекает река Сумка, которая несет свои воды к Пслу и Днепру. Следовательно это слово уже стало для сумчан своеобразным талисманом.
Не случайное и место расположения знака. Именно в культурно-художественном центре «Собор» происходят и в дальнейшем будут проходить встречи с известными земляками, презентации, выставки, другие мероприятия.
По показаниям сумчан, «Сумка» может составить конкуренцию традиционной визитке областного центра – знаменитой беседке. После открытия знака возле него или не самое желающее фотографируются те, кому близкое упоминание об этом слободском городе.
Сумской краеведческий музей
Сооружение, где размещен Сумской областной краеведческий музей – возведено в 1886 году как дом Земской управы.
Решение его необычно: к срезанному углу квадрата примыкает полукруглый башнеобразный выступ, который поднимается выше основного объема и завершается куполом. Оригинальная башня обращает на себя внимание в первую очередь и является главным фасадом строения. Первый этаж центральной части (башни) – это пять как бы приплюснутых под тяжестью здания арок с массивными пилонами. Над каждой аркой – широкие наличники с масками львов в центре. На уровне второго этажа на выступах пилонов, служащих пьедесталами, установлены четыре кариатиды, которые поддерживают легкий балкой третьего этажа. Изящная ажурная металлическая решетка балкона опоясывает всю башню. Третий этаж решен парадно, с большим набором лепных деталей, карнизов. Спаренные высокие окна чередуются по периметру башни с пилястрами и нишами. Вверху окна объединены рядом арочных проемов, повторяющих ритм арок первого этажа. Широкий карниз, над которым возвышается купол, поддерживают спаренные кронштейны. Боковые фасады более сдержанны, радуют глаз четкостью членений и правильностью пропорций. Это впечатление усиливают стройные пилястры с каннелюрами.
Управу посещали в разные годы А. Куприн и В. Короленко. В 1905 г. здесь размешались типография и редакции первых сумских газет. Сейчас помещение занимает основанный в 1920 г. краеведческий музей. В экспозиции представлены предметы из археологических раскопок раннеславянских и древнерусских памятников, редкие материалы по истории и природе Сумщины.
Адрес: ул. Кирова 2. Работает: 9:00-17:00, вых. - Пн.
Мемориал Славы
Мемориал Славы на улице Кирова был построен в 1973 году, к 30-летию освобождения Сум от немецко-фашистских захватчиков. Инициатором открытия этого мемориала был тогдашний председатель Сумского горисполкома Михаил Лушпа. Место, выбранное для строительства, – природное возвышение, одно из самых высоких в Сумах (не случайно рядом находится телецентр). Это прекрасная смотровая площадка: подойдя к траурной плите, люди находятся на высоте птичьего полета.
Первый памятник сделали из бетона. Это был самый высокий памятник в городе: его высота 27,5 метра, высота меча – 3 метра. Через несколько лет после открытия во время сильной грозы молния ударила в меч. Памятник пострадал и начал разрушаться. Тогда был сооружен новый памятник из бронзы.
В советские годы монумент Славы был постом №1. Там нес вахту почетный караул. Мемориал был озвучен: подходишь к Вечному огню – музыка включается, потом автоматически выключается.
Существует легенда, что во время оккупации на этом месте стоял домик, в котором жила одинокая женщина. Однажды, когда стемнело, она, вернувшись вечером домой, услышала стоны. В огороде лежал раненый красноармеец. За то, что она просто попыталась бы оказать ему помощь, немцы могли расстрелять ее на месте без суда и следствия. Но женщина втащила парня в дом. Солдат постоянно терял сознание. Он заснул и скончался от потери крови, не успев назвать ни своего имени, ни части, в которой служил. И это место так и стали называть – там, где погиб неизвестный солдат. Вот поэтому на мемориале стоит памятник неизвестному солдату, хотя мог быть какой угодно. Сумчане часто называют этот монумент «Алешей», потому что он похож на памятник русскому солдату в Болгарии.
Вблизи монумента установлено легендарную тридцятичетверку и 122-милиметровую гаубицу образца 1938 года. Создали этот уникальный мемориальный комплекс скульптор В.П. Винайкин и архитектор-художник В.Г. Гнездилов.
Эта гаубица – символ того, что из стен старейшего в Украине Сумского артиллерийского училища вышли 43 будущих Героя Советского Союза.
Одна из стареньких гаубиц образца 1938 года, воевавшая и участвовавшая в освобождении города, из-за повреждения была оставлена на территории артучилища, а когда в 1975 году открывался мемориальный комплекс, ее установили как памятник. Это орудие некоторые сумчане часто называют пушкой. Но пушка от гаубицы отличается тем, что из пушки стреляют лишь по видимой цели. Если же откатить гаубицу на окраину Сум и выстрелить, то снаряд запросто пролетит над городом километров 12. При стрельбе делаются специальные расчеты, которые и обеспечивают точность попаданий.
Если говорить о Великой Отечественной войне, почему-то в первую очередь вспоминаются танкисты. Один из них - маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. История танка Т-34, что возле мемориала Славы, связана с танкистом Иваном Гончаренко, уроженцем Белопольщины.
Во время войны его экипаж воевал в составе армии Павла Рыбалко, которая в основном формировалась из земляков маршала. Когда Германия капитулировала и война практически была окончена, танковая армия Рыбалко освобождала старинный славянский город Злату Прагу, который немцы планировали стереть с лица земли. Первым танком, вошедшим на улицы этого города, был танк Ивана Гончаренко.
Он въехал на центральную площадь города и остановился прямо напротив немецкой самоходки. А после этого открыл люк и вылез, чтобы дать понять немцам, что война окончена и они окружены. Однако фашисты в упор выстрелили в нашего земляка и подорвали танк. Таким образом, когда война была практически окончена и уже никто не хотел умирать, погиб целый экипаж!
Когда же Злату Прагу освободили, центральная площадь города была названа в честь победителей и на ней был установлен памятник Ивану Гончаренко. Однако в 1969 году, во время советско-китайского пограничного конфликта из-за острова на реке Уссури, памятник перекрасили в розовый цвет, а потом и вовсе убрали.
А в 1975 году, когда в Сумах открывали мемориал Славы, там установили один из танков, освобождавших Прагу.
Площадь Независимости
Современный общественно-административный центр города. Образована в соответствии с проектом детальной планировки Центрального района, разработанным в 1968 году КиевНИИП-градом (авторы проекта – арх. В. Орехов, А. Барабаш и Н. Войцеховский). Площадь занимает северную оконечность детинца и является логичным началом улицы Соборной, проходящей через весь Центральный район. Удачно ее положение на плане города: на стыке Центрального и Привокзального районов.
Объемно-пространственное решение площади основано на контрасте горизонтального объема административного здания и вертикали гостиницы «Сумы», замыкающей перспективу проспекта Карла Маркса. Архитектурный ансамбль дополняет здание молодежного центра «Романтика», расположенное на набережной реки Сумки, за пределами площади, но хорошо с нее просматривающееся.
Площадь раскрыта на набережную реки Сумки и раскинувшиеся за ней парк Дружбы и детский парк «Сказка».
Альтанка
Автор неизвестен, вторая половина XIX в.
Восьмигранная открытая деревянная терраса приподнята на высокий кирпичный цоколь и перекрыта крестообразной сводчатой крышей с центральным высоким граненым куполом – такова конструктивная схема беседки. Неповторимый выразительный силуэт создают изящные профилированные колонки, кружево карнизов, резные накрышные шпили и множество других декоративных элементов, восхищающих изобретательностью. Архитектор нашел удачный масштаб и пропорции сооружения. Диаметр его – почти шесть метров, высота – десять метров. Беседка возведена без единого гвоздя. Несмотря на скромные размеры, беседка является одной из главных достопримечательностей города.
Музыкально-драматический театр имени М.С. Щепкина
Архитектор С. Слепец, М. Лушпа, А. Чернодид, 1978
Архитектура театра современна – строга и лаконична, основана на сочетании монолитных прямоугольных объемов с остекленными плоскостями. Здание визуально четко разграничено на зрительскую и сценическую части. Сценическая часть замкнута, официальна, зрительская имеет остекленный, насквозь просматривающийся вестибюль и по периметру фойе второго этажа – балкон. Эта часть театра приподнята на ступенчатый стилобат с широкой входной лестницей, облицованной черным шлифованным гранитом. Лишенные декора фасады покрыты светлым песчаником. На главном фасаде, нарушая аскетизм чистого поля гладкой стены, четко выделяются четыре группы декоративных стилизованных под старину фонарей на мощных металлических кронштейнах.
Просто и четко решены интерьеры театра. Отделка их празднична, но без излишней роскоши и вычурности. Черный гранит пола в вестибюле хорошо оттеняет белый мрамор стен и прямых массивных лестниц, ведущих на второй этаж. Фойе второго этажа высокое, двухсветное, с выходами на балкон. Особую праздничность создают фигурный паркетный пол, белые мраморные стены, свисающие с потолка люстры, выполненные в виде белых стилизованных цветов.
Глухая стена фойе украшена панно из белого фарфора, выполненным художниками Сумского фарфорового завода. Стены зала отделаны светлыми деревянными панелями, с которыми гармонируют белый складчатый потолок с точечными светильниками и алая обивка кресел.